7 правил кыргызского кочевья

 

Величественные горы Кочкорcкого района знамениты своими ветрами, снег не лежит тут зимой даже при -30С. Издревле эта часть Кыргызстана использовалась для выпаса скота и славилась своими пастбищными угодьями.

Во время Советского Союза, здесь выпасалось около 100 тысяч голов овец на почти 50 тысяч гектарах земли. Количество скота намного превышало нормы, ведь именно этот регион снабжал мясом такие крупные города, как Ленинград. Но годы спустя, такая практика привела к заметной деградации пастбищных угодий этого региона.

С приходом независимости ситуация только ухудшилась , так как выпас скота стал нерегулируемым. Чтобы как-то исправить ситуацию, был принят законопроект “О пастбищах” в 2009 году и неравнодушные животноводы создали первые пастбищные комитеты по всей стране. Тогда Урмат Омурбеков и был избран жителями Чолпонского айыльного аймака на пост председателя пастбищного комитета. На пост он пришел, имея за плечами десятилетний опыт скотоводства и хорошо знакомый с проблемами пастбищных угодий. Он понимал, что необходимы срочные меры по восстановлению деградировавших пастбищ.

Урмат Омурбеков-глава пастбищного комитета Чолпонского АА

                            Урмат Омурбеков-глава пастбищного комитета Чолпонского АА

Когда я понял в каком плачевном состоянии наши пастбища, я сразу начал думать, о том, что мы оставим нашим детям. Здесь выпасали скот мой дед , мой прадед, я и не мог представить, что мои дети и их дети не смогут здесь заниматься скотоводством.

Три года спустя Урмат Омурбеков начал собирать и изучать оставшиеся крупинки от традиционных знаниях о ведении пастбищ, тогда же ему удалось определить под защиту 900 гектаров на присельных территориях, где угодья пострадали больше всего. Его инициатива была поддержена ОФ “Институт Стратегии Устойчивого Развития” (ИСУР). Разнообразие трав на этих участках восстанавливается из года в год.

                                                                          Почва до и после восстановления

Потомственные скотоводы с многолетним опытом и члены пастбищного комитета Урмат Омурбеков, Муратбек Баястанов и Зарлык Жапаров поделились семью основными правилами поведения на джайлоо.

1. Потомственные скотоводы с многолетним опытом и члены пастбищного комитета Урмат Омурбеков, Муратбек Баястанов и Зарлык Жапаров поделились семью основными правилами поведения на джайлоо.

Необходимо разделять земли предназначенные для зимних , летних, осенних, весенних пастбищ. Каждое из угодий должно быть использовано только в течение одного сезона, для того чтобы почва и растительность смогли полностью восстановиться на протяжении остальных трех сезонов.

2. Правило оценки состояния пастбища (журт-чалуу) до кочевья

Обычно старейшина села отправляется на место летнего выпаса, чтобы определить насколько готово пастбище; индикаторами готовности являются погодные условия, уровень влажности почвы, высота травы и наличие определённых видов растений. В Кочорском районе чаще всего на джайлоо кочуют в начале мая.

                                                                   В гостях у старейшин

3. Правило устойчивого поддерживания связей в сообществе (ажырашаар аяк-тулөө берүү)

Перед отьездом на кочевье обязательно проводили ажырашаар аяк, прощаясь с родственниками и соседями по зимнему стойлу и получая их добрые пожелания. Перед тем как отбыть расстилали скатерть, на которой расскладывали хлеб и боорсоки, масло и сливки и просили благословения “старое кочевье, окажи поддержку, новое кочевье, благослови”. При прибытии на кочевье обязательно проводили түлөө, чтобы повидаться и поздороваться с соседями по летнему кочевью и начать с праздника жизнь на новом месте. Такие церемонии также помогали поддерживать добрые отношения в сообществе.

                                       Байбиче рассказывает о кочевье в ее молодости

4. Правило при переезде на джайлоо

 

Кочевье всегда было большим праздником как для животноводов, так и для всего села; скотоводы одевались в свои лучшие наряды перед кочевьем, потому как вся деревня собиралась их проводить. Сначала на лошадях отправлялись аксакалы и старейшины села, затем байбиче, маленькие и грудные дети, подростки, последними шли мужчины и молодые парни с животными. Очень важно было не утомить и не перегреть скот, поэтому шли размеренным и спокойным шагом.

5. Правило смены стойбища (журт-которуу)

На джайлоо каждые 15–20 дней необходимо менять место кочевья, таким образом можно предотвратить эрозию почвы и отравление аммиаком, который образуется при скоплении навоза. Такая миграция происходит вертикально.

6. Правило ухода за животными при выпасе скота

Животные на джайлоо не ограждаются и редко привязываются, чтобы они могли максимально естественно передвигаться. Подальше всего от кочевья выпасаются овцы, потом крупно-рогатый скот, ближе всего к юртам пасутся кобылицы, так как на джайлоо их доят несколько раз в день.

                       Аксакал рассказывает своему внуку как смотреть за лошадьми

7. Правило бережного отношения к кочевью.

Особое внимание уделялось чистоте кочевья; мусор всегда собирался и увозился при переезде, золу на джайлоо высыпали в огражденном месте и подальше от устья реки, чтобы ветер ее не разнес. Высыпать соль для животных можно только на камнях, так как соль разъедает почву и содействует возникновению эрозии почвы. Определяющим правилом было оставить кочевье в первозданном виде. Как гласит народная поговорка : Конгон журттан-көчкөн журт.