Горцы испокон веков занимались ремесленничеством, передаваясь от отцы к сыну и от матери к дочери,
постоянно совершенствуясь и обогащаясь, ремесло играло важную роль в жизни народа.
Но, с изменением и развитием общества, народное ремесленничество утрачивает былую значимость.
Было бы целесообразно, если бы оно каким-то образом могло «получить второе дыхание» в условиях быстро
изменяющегося современного мира.
Выделяют три вида безворсового узорного ткачества: терме, кажары, беш кеште.
На всей территории Кыргызстана получил распространение способ тканья (терме) при плотной основе из нитей
разного цвета и одноцветном утке, со скромной цветовой гаммой. Основные сочетания цветов – красного и синего
глубоких тонов, оранжевого с коричневым, красного с коричневым, реже оранжевого с синим.
В южной части республики бытовал второй способ тканья (кажары, букары), для которого характерны особая техника,
чередование узорных и одноцветных полос и своеобразный орнамент. Основные цвета ткани кажары – красный различных
оттенков, индиго, оранжевый, белый и коричневый.
Полная версия публикации доступна по запросу на Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Третий способ (беш кеште), напоминающий вышивку гладью, встречаеся в Ошской области и в значительной части Таласской долины.
Его характерные черты – тканье на двух утках, преобладание геометрического узора, светлый однотонный фон и определенное сочетание
контрастных цветов узора: красного и синего глубокого тона; дополнительные цвета – желтый, зеленый и коричневый.
К числу орнаментальных мотивов, украшающих изделия безворсового ткачества, относятся мюйюз, кочкор мюйюз (рог барана),
жолборс тырмак (когти тигра), кекилик каш (брови куропатки), ит таман (собачья стопа), тогуз дёбё (девять холмов),
тегерек кёчёт (узор круга), бадам (миндаль), карга тырмак (когти ворона), кыял (фантазия), кабырга (ребро), ийрек (зигзаг) и др.
Схожие с кыргызскими виды узорного ткачества и присущий им орнамент представлены у полукочевых узбеков, казахов,
каракалпаков и туркмен.
Проект реализован при поддержке RSF Social Finance/ Фонда Тамалпаис Траст и Общественный Фонд «Институт стратегии устойчивого развития»