В каждом уголке земли местная природа поддерживает ее жителей, в ответ люди поддерживают свою местную среду через традиционную мудрость и практики, воплощенные в их культурах и языках.[1] Такие взаимоотношения все еще характерны для коренных и местных сообществ, которые поддерживают материальные и духовные связи со своей средой проживания. Традиционные экологические знания и практики, накопленные многими поколениями, характеризующие коренные народы и местные сообщества как обладателей уникальных навыков, как почтительных хранителей экосистем, в которых они проживают. Коренные и местные языки хранят и передают эти знания и соответственное общественное поведение, практики и инновации.
Есть несколько важных причин, почему нас должно беспокоить потеря БКР. Во-первых, мы теряем уникальные образы жизни, языки и идентичности мирового разнообразия людей. Это вопрос также касается прав человека. Для каждого народа - это право выбрать собственный путь развития и поддержания преемственности с собственным прошлым. Это его право «двигаться в будущее, идя по стопам своих предков». Во-вторых, мы теряем биоразнообразие, которое поддерживает человечество и все другие виды, так и богатство традиционных знаний, которое помогает поддерживать биоразнообразие. Это вопрос выживания. Во времена кризиса мы остро нуждаемся не только в здоровых экосистемах. Мы также остро нуждаемся во всех голосах планеты и в мудрости наших предков, которые говорят нам о том, как устойчиво жить на Земле.
Большая часть сохранившегося биокультурного разнообразия планеты сконцентрирована на землях и сообществах коренных народов мира. Фонд Кристенсена оказывает поддержку этим сообществам в их усилиях развиваться своим уникальным путем, основываясь на уважении к своему традиционному наследию и стараясь адаптироваться к новым возможностям и вызовам современности. Фонд оказывает грантовую и практическую поддержку для укрепления деятельности носителей традиционных знаний и усиления культурных движений, способных переломить ситуацию глобального исчезновения различий между культурами.
Кыргызы кочевники на протяжение тысячелетий жили в гармонии с Природой. Традиционные меры и механизмы обеспечивали устойчивость и баланс во взаимоотношениях «Человек – Природа» и помогали выживать. Уникальная система природопользования кыргызов-кочевников, основанная на сезонной ротации пастбищ была выработана в процессе адаптации к местным ландшафтам и климатическим условиям. Апробированные и выверенные временем традиционные экологические знания и опыт передавались из поколения в поколение. Вместе с этим сформированная целостная система духовно-нравственных ценностей, норм поведения и морали, верований, ритуалов и обычаев обеспечивала механизмы неукоснительного соблюдения, хранения и передачи информации. Традиционные экологические знания кыргызов, вырабатывались в ходе практической жизнедеятельности кочевников и включают в себя наблюдения и знания о природных явлениях, о звездах, циклах и фазах луны и др. А также включают пасторальные знания – это традиционная классификация скота, ловчих птиц, лекарственных растений; традиционные способы ухода и лечения домашнего скота, знания о формировании стада согласно местным условиям и ландшафту; традиционная классификация пастбищ, индикаторы оценки их состояния, меры по их улучшению, способы орошения пастбищ; технологии заготовки и переработки продуктов животного и растительного происхождения; ремесленные технологии применяемые для покраски шерсти натуральными красителями и др. Традиционное кочевое хозяйство, по существу, было ресурсосберегающим, природо-восстанавливающим, безотходным, т.е. с современной точки зрения, экологичным и рациональным.
Несмотря на влияние быстротекущих процессов (глобализация, изменение климата, экологические проблемы, утеря биоразнообразия), в высокогорных регионах северного и внутреннего Тянь-Шаня существует возможность развития традиционных способов пастбищепользования, сохранения биокультурных ландшафтов и эндемичных видов, форм и сортов растений, плодовых деревьев, составляющих генетический ресурс агробиоразнообразия, которые способны противостоять современным вызовам, вызванными изменениями климата и экологическими проблемами.
Накопленные кыргызские традиционные экологические знания являются важным источником информации для изучения процессов изменения климата и разработки стратегии минимизации негативных последствий этих изменений для местного сообщества. Полноценная передача этих знаний возможна только при непосредственном взаимодействии представителей разных поколений.